рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Современные люди унаследовали склонность к курению от неандертальцев

Генетики определили, какие именно гены современные люди получили от неандертальцев. Оказалось, что наряду с полезными адаптациями они унаследовали гены, связанные с развитием диабета и повышенной склонностью к курению.

Результаты исследования, проведенного американскими учеными из Гарвардской медицинской школы, опубликованы в свежем выпуске журнала Nature.

Известно, что представители Homo sapiens, мигрировав из Африки в Европу, застали там неандертальцев и периодически с ними скрещивались, пока те не вымерли около 30 тысяч лет назад. В результате от 2 до 4% генов в нашем геноме являются неандертальскими. Авторы статьи решили выяснить, какие функции они выполняют.

Для этого ученые расшифровали геномы около 1000 людей неафриканского происхождения и сопоставили их с недавно расшифрованным геномом алтайского неандертальца, а также с геномами африканского племени йоруба. Если в геноме добровольцев обнаруживались аллели (вариации) генов, которые имелись у неандертальцев, но отсутствуют у африканцев, их рассматривали как неандертальские по происхождению.

Выяснилось, что большинство генов, унаследованных от неандертальцев, отвечают за формирование кожи и волос. В частности, это гены, отвечающие за повышенную выработку кератина, белка, который входит в состав кожи, волос и ногтей. Судя по всему, неандертальские аллели помогли выходцам из Африки адаптироваться к суровому климату и потому были закреплены естественным отбором. «Мы обнаружили, что неандертальские гены, связанные с кожей, сделали европейцев и жителей восточной Азии эволюционно более приспособленными», - пояснил Бенджамин Вернот, соавтор статьи.

Согласно выводам работы, современные люди также унаследовали от неандертальцев гены, повышающие риск развития диабета второго типа и болезни Крона. Кроме того, среди неандертальского наследия был выявлен аллель, связанный с пристрастием к табаку - людям, являющимся его носителями, сложнее бросить курить. Впрочем, из этого нельзя заключить, что неандертальцы были заядлыми курильщиками. Многие генетические вариации оказывают влияние сразу на несколько функций организма, так что особая тяга к табаку - всего лишь один из эффектов этого гена.

Седьмой день по материалам Infox.ru