рублей за доллар
рублей за евро
долларов за баррель

Астрономы сфотографировали космическую паутину

Астрономам впервые удалось разглядеть фрагмент космической паутины – грандиозной структуры из темной материи, которая пронизывает Вселенную. В этом им помог далекий квазар.

Результаты наблюдений, проведенных американскими учеными из Калифорнийского университета, опубликованы в журнале Nature.

Согласно современным космологическим теориям, на первых этапах развития Вселенной часть темной материи под действием гравитации объединилась в длинные тяжи, тянущиеся от галактики к галактике. Вместе они образуют так называемую космическую сеть – поскольку она состоит в основном из темной материи, ее невозможно «засечь» с помощью обычных средств наблюдения.

Авторы статьи создали методику, позволившую им рассмотреть строение участка космической сети, расположенной в окрестностях квазара UM 287. Этот объект, удаленный от нас на расстояние в 10 миллиардов лет, окружен гигантским газовым облаком протяженностью почти 2 миллиона лет.

Под действием излучения квазара атомы водорода в облаке флюоресцируют, испуская ультрафиолет. Благодаря этому эффекту квазар «подсветил» сеть из темной материи, «облепленную» газом. Астрономы говорят, что им впервые удалось наблюдать космическую сеть напрямую – раньше о ее структуре судили лишь по эффекту гравитационного линзирования (искажение света из-за сильной гравитации).

Наблюдения проводились в гавайской обсерватории Кека. Напомним, что недавно астрономы измерили газовое облако, окружающее Млечный путь. Оно растянулось на сотни тысяч световых лет и может достигать соседних галактик. Впрочем, по своим размерам газовое гало Млечного пути существенно уступает облаку газа вокруг квазара UM 287.

Седьмой день по материалам Infox.ru