Истории

«По полюсу гордо шагает, меняет движение рек…»

 

В 1956 – 1960 годах советский инженер Пётр Борисов разработал проект 86-километровой дамбы, которая должна была соединить Чукотку и Аляску. Убежденный атеист, исполненный безграничной веры в возможности человека, он решил таким образом улучшить «земной шарик». В своей книге «Может ли человек изменить климат» он писал: «Человечество сможет довести температурные условия Арктического бассейна до уровня, близкого к субтропическому».

По мысли Борисова, Гольфстрим, несущий тёплую воду в Северный ледовитый океан, не очень добросовестно исполняет своё предназначение. Часть своей энергии он тратит на возвратные течения, которые уносят тепло обратно в Атлантический океан. Воды ослабевшего Гольфстрима достигают Чукотки только через пять лет – естественно, сильно охлажденные. К тому же им противодействует холодное Анадырское течение из Тихого океана. И если перекрыть Берингов пролив мощной дамбой и, более того, мощными насосами откачивать воду из Северного ледовитого океана в Тихий, то Гольфстрим сможет «пробегать» расстояние от Атлантики до Чукотки вдвое быстрее. Среднегодовая температура в Западной Сибири увеличится на 10, в Восточной – на 5–8 градусов. В Якутии вырастут мандарины…

…Итак, предполагалось термоядерными взрывами – заряды в десятки мегатонн должны были взорваться одновременно – расчистить основание для дамбы, на скальную основу следовало уложить огромные железобетонные блоки 250 метров в длину, 60 в высоту и 40 в ширину. Надлежало установить гигантские насосы мощностью 25 миллионов киловатт – для них планировалось построить атомные электростанции на Чукотке и Аляске. Они должны были снизить уровень океана, перекачивая 139 тысяч кубических километров воды в год (сток сибирских рек – примерно 4 тысячи). Естественно, дамбу должны были строить СССР и США – американцам сулили потепление Аляски. По тогдашним ценам, стройка обошлась бы в 24 миллиарда рублей.

К счастью, «холодная война» заставила отправить проект в архив. Карибский, Берлинский кризисы, сбитый самолет Пауэрса над Уралом… Вспоминается библейская история о Вавилонской башне до небес, которую Бог разрушил, смешав языки. Но что было бы, появись эта плотина? Ученые сегодня говорят: ничего хорошего. Изменения климата были бы катастрофическими.

Прежде всего, Гольфстрим – круговое течение. Остывшие воды возвращаются в Атлантический океан и снова нагреваются. Если не будет возвратного течения, поднимутся холодные воды глубин, и Гольфстрим остановится. Вместо потепления начнется оледенение. Устья сибирских рек закупорят льды, как это уже было, их воды разольются по равнине, прорвутся в Европу, затопят часть Краснодарского края. Ну а Западную Европу укроет ледник. В Тихом океане тоже станет значительно холоднее – на Гавайях туземцы простятся с пальмами, а в Калифорнии – с апельсинами…

Если же всё-таки вдруг эксперимент бы удался, тундра превратилась бы в болото, высвободившийся метан вызвал стремительное потепление, и очень многие страны оказались под водой… Справедливости ради скажем, что наш «простой советский человек» Петр Борисов был не единственным энтузиастом, желавшим поправить Бога в обустройстве земли. Сам ученый ссылался в книге на профессора Калифорнийского университета Д. Уайта: он предлагал подогревать тихоокеанские воды, поступающие в Берингов пролив, на атомных установках…

Иван Хворостинин